Направление «ЗДОРОВЬЕ»
Первым и самым главным направлением является
защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и
психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы
показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего
жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для
профессионального становления.
Какие моменты должен включить в работу с классом
классный руководитель, выполняя программу «ЗДОРОВЬЕ»
1.
Сотрудничество с
медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города, поселка,
деревни для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья
учеников класса.
2.
Сотрудничество с
родителями учащихся и консультации учителей-предметников.
3.
Использование в
работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке
коррекции здоровья детей.
4.
Организация
просветительной работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья
через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
5.
Организация работы
по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к
занятиям спортом.
6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме ( коррекция мнения о себе и о своем здоровье).
Направление «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Не менее важным направлением в работе класссного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах"учитель-ученик", "учитель-ученик-родитель".
Целью педагога в организации этой работы является передача детям опыта (знаний,умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Классный руководитель помогает понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом классный руководитель должен понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается его деятельность. В одном из своих трудов И.Кант сказал "Главное требование взаимодействия - всегда необходимо относиться к себе и к учащимся как к цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности". Мы должнынаучить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности - это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субьектов общения.
Какие приоритеты должен выбрать
классный руководитель для организации работы в этом направлении?
- Изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообшествах, их роли и последствий для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности.
- Обучение умению проявления эмпатии, создания положительной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме.
- Обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения.
- Изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.
Направление "НРАВСТВЕННОСТЬ"
Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по пазвитию его нравственных качеств. Главной целью этого напрвления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Что может сделать классный руководитель в этом направлении?
1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать умение бороться и выжывать в экстремальных ситуациях. Приводить примеры выживания других людей в подобных ситуациях.
3. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
5. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.
6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
Направление "ИНТЕЛЛЕКТ"
Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.
Целью работы классного руководителя в этом напрвавлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении?
1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися как на уроке, так и во внеурочнойдеятельности.
3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения при организации внеклассной работы и работы в школе.
4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
5. С помощью внеклассных мероприятий развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
6. Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Направление "ДОСУГ"
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят - это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков - это шанс сбросить "лягушечью кожу", своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом напрвлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
На что необходимо обратить внимание, работая с классом в этом направлении?
1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
2.
Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
3.
Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, клубов, секций, обществ.
4. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
5. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Направление "СЕМЬЯ"
Классный руководитель не сможет
успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет
сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне
такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда
просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в
работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В
сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной
постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши
ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к
детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и
на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его
состоятельность как человека.
Как
работать классному руководителю в этом направлении?
1. Изучать семьи учащихся.
2. На основе диагностики организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.
3. Устанавливать контакты с людьми, которые для ребенка наиболее значимы и имеют на него положительное влияние.
4. Организовывать совместное проведение досуга детей и родителей.
5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
6. Сотрудничать с психологической службой школы, обучающей семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей.
Обозначив проритетные направления в работе классного руководителя с детским коллективом, необходимо определить основные функции классного руководителя по каждому направлению.