Тип урока.Урок
обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели урока:
обучающая – систематизировать
и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания п разделу «Технология
обработки ткани»;
развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию
умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою
работу и развитию познавательного интереса к предмету, развитию
самостоятельности;
воспитательная - способствовать формированию у учащихся навыков
культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения
планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.
Форма
проведения. Игра-
путешествие.
Ход урока
Организационный момент. Постановка цели и
задач урока.
Сегодняшний
урок- это путешествие в Страну мастериц. На пути к ней вы вспомните все, чему
научились на уроках по технологии обработка ткани. В предстоящем путешествии
нам поможет карта.
Первая
остановка – станция «Храбрый портняжка» (слайд 2). В доме храброго портняжки видим,
что на столе у него лежат различные инструменты. Какие именно, узнаем, отгадав
загадки.
Бежит свинка,
Золотая спинка,
Носочек стальной,
А
хвостик льняной. ( Иголка с ниткой)
Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У
него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
Работая,
храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете о тканях?
(слайд3)
Вопросы:
1.Из чего ткут ткань?
2.На магнитной доске дано схематическое
изображение структуры ткани (рис. 1) (слайд4).
3.Что означает позиция 1 на данном изображении?
(кромка.)
4.Позиция 2? ( Нить основы.)
5.Позиция 3? ( Нить утка.)
6.Что собой представляет ткань? (
Длинная широкая лента, полученная переплетением нитей основы и утка.)
7.Что относится к отделке ткани? (
Отбеливания, крашение).
Задание 1. На образе ткани без кромки
определить направлениенити основы
(слайд 5).
Задание 2. На карточке под номерами
представлены образцы ткани. Они отличаются друг от друга по волокнистому
составу, отделке, толщине. Какими номерами обозначены хлопчатобумажных тканей?
Льняных? С тематическим рисунком?
Задание 3. На образцах ткани ( с печатным
рисунком, гладкокрашеной, пестротканой) определите лицевую и изнаночную
стороны.
Наше
путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «Мастер Самоделкин» (слайд
6). В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо
ли вы научились работать на швейной машине.
Вопросы:
1.При помощи какого устройства
швейная машина приводится в движение? (При помощи привода)
2.Какие вы приводы знаете? (Ручной,
ножной, электрический)
3.Как правильно вставить машинную
иглу в игловодитель? (По длинному желобку)
Задание 4. Рассмотрите рисунок «Ножной
привод швейной машины» и вставьте названия пропущенных деталей (педаль, ремень)
Задание5. Рассмотрите рисунок машинной
иглы и определите, какие части иглы не названы (колба, стержень, острие) (слайд
7).
Следующая
остановка – станция «Поляна чудес» (слайд 8).
На ней растут
цветы – не простые, а волшебные. Сейчас вы соберете из них букет.
Задание 6. На магнитной доске
расположены карточки в виде цветов, на которых написаны слова, обозначающие
свойства тканей. Срывая каждый цветок-карточку, вы должны объяснить сущность
термина. (Сминаемость – способность ткани образовывать складки, замины,
морщины. И т.д.)
Впереди у нас
станция «Дом Белошвейки» (слайд 9).
Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили
красивое белье. Посмотрим кто из вас мог бы посоревноваться с белошвейкой.
Задание 7. На экране карточка с условным
изображением машинных швов (рисунок). Какими номером обозначен шов: вподгибку с
открытым срезом; стачной вразутюжку; настрочной с открытым срезом; вподгибку с
закрытым срезом; накладной с двумя закрытыми срезами; стачной взаутюжку;
настрочной с закрытым срезом?
Задание 8. На комплектах карточек
изображены схемы выполнения машинных швов. Разложите их в соответствии с
последовательностью выполнения каждого шва.
Наше
путешествие подошло к концу. Теперь вы поняли, как много нового узнали на
предыдущих уроках. Ваши знания и умения помогут вам выполнить практическую
работу – панно «Цветы» (слайд 10).
Практическая
работа (слайд 11).
1.Вводный инструктаж.
2.Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.
3.Текущий инструктаж.
4.Заключительный инструктаж.
Уборка рабочих мест.
Подведение итогов.
Инструкционная карта (слайд 12). Выполнение панно в технике
аппликации.